3.3. Основные виды речевых нарушений первичного характера

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Согласно этой классификации выделяют следующие группы речевых нарушений:

1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;

2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где ; наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;

3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).

Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции. При этом выделяют следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

3.3. Основные виды речевых нарушений первичного характера

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Перечислим клинические формы нарушений речи.

1. Нарушения речи периферического характера.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Различают механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, обусловленную нарушениями функции артикулирования при сохранном строении органов артикуляции. Причины дислалии лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического слуха.

Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Отсутствует звучныйголос присохранении шепотной речи.

Наследственный фактор в речевых патологиях

Речевые нарушения принято классифицировать по факторам их возникновения. существует несколько подходов к выявлению факторов влияющих на возникновение и развитие речевой патологии. Одним из наиболее известных подходов к классификации факторов риска речевых нарушений является деление факторов на биологические и средовые.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Известно, что наследственная предрасположенность к возникновению того или иного патологического состояния не является фатальной. Как правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка.

Речевые нарушения возникают чаще у лиц мужского пола. Давно известно, что левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек развивается правое полушарие. У девочек наоборот, левое в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того у них раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации мозговых повреждений.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений имеют наследственные факторы, часто они являются предрасполагающими условиями, которые реализуются в речевую патологию под влиянием даже незначительных факторов. Ринолалия — 30 %, заикание — 17,5 %, нарушения письменной речи — дизлексия, дизграфия.

Наследственно — дегенеративные заболевания нервной системы обусловлены изменениями в генетической информации. В их основе лежат генные мутации, ведущие к нарушению синтеза белков или ферментов, что вызывает различные нарушения. Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ. Первым признаком нарушенного нервно-психического развития ребенка часто являются речевые нарушения. Специфические речевые нарушения наблюдаются при фенилкетонурии: течение заболевания ведет к снижению интеллекта и недоразвитию речи.

Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17%.

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%, у монозиготных (однояйцевых) в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: 36 процентов в случае рождения мальчика и 17% — девочки.

Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

таким образом, наследственность в речевых патологиях проявляется следующим образом: передача ненормальных генов, особенности протекания нервных процессов, особенности темперамента, характера. В этом случае наследственность является фоном + какая-то причина может привести к психическому нарушению, нарушение речи. Наследственное нервное заболевание: например, дисплазия ядер черепно-мозговых нервов.

То есть, наследственная отягощенность (речевое нарушение развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию речевым нарушениям сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

Введение

Проблема соотношения наследственности и среды в психическом развитии человека остаётся актуальной, несмотря на то, что задачи психогенетики сформулированы более полувека назад. Являются ли различные формы поведения и предпочтительные способы адаптации индивидуума наследственно детерминированными, обусловленными генотипом? Передаются ли особенности психики, патологии психического развития из поколения в поколение и как определить природу генетических факторов? Решение этих вопросов требует совместных усилий специалистов в области психологии, дефектологии и генетики.

Известно, что на разных уровнях взаимодействия человека с миром «соотношение биологического и социального» выступает в различных формах. В психогенетике уже накоплен обширный фактический материал о влиянии генотипа на развитие психических функций: по многим признакам констатировано повышение внутрипарного сходства с повышением уровня родства, т.е. количества общих генов. Посредствующим звеном между генотипом и психологическими характеристиками выступают физиологические особенности (свойства нервной системы) и, следовательно, генотипические особенности влияют на проявление нарушений психики, оказывая влияние на нейрофизиологические процессы.

Рассмотрим речевые патологии, их виды и выявим роль наследственных факторов в их появлении.

Дети с ТНР (тяжелое нарушение речи) – это отдельно выделенная категория малышей с нормальным развитием слухового аппарата и с ненарушенным базовым интеллектом, однако с внушительными отклонениями речи. Такие дефекты способны негативно сказываться на психике. В логопедии определяют, что это отклонение приводит к невозможности усвоения ребенком школьной программы. Часть таких детей с трудом говорят. У них сильно ограничен запас слов. Существуют тяжелые случаи, когда ребенок совсем не может связать пары слов. Может показаться, что это напрямую связано с пониженным интеллектуальным развитием, но проблема заключается в отставании психического развития. В будущем это проявится в трудностях с арифметикой и грамотой.

В крайней форме ТНР можно проследить лексическое и грамматическое недоразвитие, трудности со связной речью. Из этого следует заторможенное мышление, сложности в чтении и при письме.

Мнение эксперта Маргарита Сергеевна С. Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Основными проблемами при ТНР являются заикание, алалия, афазия.

Классификация тяжелых нарушений речи

Врачи логопеды выделяют на данное время два варианта классификаций трудности речевого развития у детей дошкольного возраста. На основе патологий сформирована такая клиническая картина:

  • проблема с произношением звуков (заикание, дизартрия);
  • проблема с тембром речи (брадилалия, тахилалия);
  • проблема с голосом (афония, дисфония);
  • проблема с чтением и письмом.

Исходя из поставленного диагноза, специалисты определяют индивидуальные методы лечения для каждого ребенка.

В Российской Федерации создана другая классификация речевых дефектов у детей. Ее называют психолого-педагогической:

  • общие, фонетические и фонематические трудности с развитием речи;
  • заикание.

Для полной и правильной диагностики следует рассмотреть нарушения речи по обеим классификациям. В таком случае получится верно выбрать курс лечения.

Замечаете у ребенка нарушение речи? ДаНет

Причины развития патологии

Очень часто сложно установить причину отклонения https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.htmlпо одному из признаков, так как проблема состоит из целого ряда факторов. Специалисты выделяют следующие основные причины ТНР:

  • повреждение головы ребенка во время родов или в первые годы жизни;
  • проблемы со здоровьем во время беременности. Различные инфекционные заболевания будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • плохая атмосфера в семье. Грубое отношение к ребенку;
  • излишняя строгость в воспитании;
  • распространенные заболевания у малышей (рахит, ДЦП, синдром Дауна, астения).

Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.

Важно: в некоторых случаях нарушенное развитие речи может быть из-за перенесенных вирусных и бактериальных инфекций.

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозом ТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ. Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду.

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы.

Важно: детей с ТНР желательно отдавать в дошкольное учреждение, где до этого уже обучались похожие малыши. Воспитатели и учителя уже имеют немалый опыт в общении с такими ребятами. Им будет намного проще найти общий язык с ребенком.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Проблемы при обучении детей с ТНР в школах

При таком диагнозе ученикам свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность у них находится на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Также в расшифровке диагноза ТНР проявляется ухудшение памяти, отклонения в пространственной ориентировке. Ученики плохо себя контролируют. Заметны нарушения в мелкой моторике, зрительной и слуховой координациях.

Мнение эксперта Маргарита Сергеевна С. Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Из-за возникших проблем с речью проявляются сложности в понимании и усвоении материала по русскому языку. Вследствие этого возникают затруднения с письмом.

При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению. Все это приводит к неспособности адаптироваться в школьной среде.

Если не оказывать квалифицированную логопедическую и медико-психологическую помощь, дети не смогут получить качественное обучение.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности

А оно, в свою очередь, влияет на психику
При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме
Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве
Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком

Он

Учится произносить звуки
Запоминает слова и их формы
Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми
Осознает смысловую наполненность речи

Это в норме
Начинается процесс примерно в 1,5-3 года
К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование
К устной речи на уроках подключается письменная
Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет

На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас
При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых
Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий
Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух
Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения
Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией
Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия

Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности

Таким мальчикам и девочкам

сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности

Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его
Особенно это касается вербальной информации

Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал
При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает
Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно
При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения
    Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией
  2. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены
    При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм
    Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников
  3. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться

Видео

Ребенок с тяжелым нарушением речи читает стихотворение

Причины тяжелых нарушений речи у детей

Почему это происходит?
Для того чтобы процесс формирования речи нарушился, должна быть веская причина, а часто целый их комплекс

Среди основных врачи называют

Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство)

Родовые травмы речевой области, которая располагается на макушке
Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг
Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть»
Неправильно сформированный прикус
Недостаточная подвижность языка и губ
Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалические
Серьезные травмы головы с сотрясением мозга
Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности

Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч.

Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием

Тяжелые нарушения речи у детей: какие принять меры

В первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности

Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими

Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки

И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 5-летнего возраста

Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов

Это не совсем верный путь
Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности
И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам
Официальная медицина умалчивает об этом, но в большинстве случаев немеханического повреждения органов речи огромную роль может сыграть специальная диета
Очищение детского организма от токсинов значительно ослабит нагрузку на мозг и улучшит его работу
Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя

Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка
Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму
Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки
Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки
Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники
Регулярные занятия по развитию речи
Восстановление процессов становления психики

Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь
Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это

Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения
Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом
Также специалисты рекомендуют помогать чаду в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него
Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме
Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо как можно меньше общалось с окружающими, не смотрело телевизор и не слушало радио

Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть, своеобразный зрительный голод
Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты

При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования

Им важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно большей действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов

При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка
Таким образом, постепенно у малыша, страдающего дизартрией, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания
Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно

Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье