Как развить фотографическую память: приемы и упражнения

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами — М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Зрительная память в образовании

Зрительная память, в академической среде, влечет за собой работу с изображениями, символами, цифрами, буквами, и особенно словами. Студенты должны быть в состоянии смотреть на словах, сформировать образ этого слова в их сознании и быть в состоянии вспомнить появление слова позже. Когда учителя ввести новый Кодовое слово, как правило , они пишут его на доске , есть дети по буквам, читать его , а затем использовать его в предложении. Слово затем удалены из классной доски. Студенты с хорошей зрительной памятью будут признать , что то же самое слово в конце своих читателей или других текстах , и будет в состоянии вспомнить появление слова к буквам.

Дети , которые еще не разработали свои навыки визуальной памяти не могут легко воспроизвести последовательность визуальных стимулов. Они часто испытывают трудности в запоминании общего внешнего вида слов или письмо последовательности слов для чтения и правописания.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Функции

Быт

Благодаря ей, запоминаются лица, маршруты, печатная информация, интерьер, внешний вид, одежда и множество других образов окружающего мира, которые воспринимаются через глаза. Её отсутствие сродни слепоте. Без неё можно заблудиться и не попасть домой, не узнать родного человека. И даже элементарно супа не приготовить, потому что в таком случае человек не будет помнить, какие продукты для него нужны и в какой последовательности их класть.

Творчество

Без неё не развивается воображение, а значит, отсутствует способность к творчеству. Они тесно связаны между собой. Создание новых образов происходит на основе зрительного опыта, полученного ранее. Причём они могут быть взяты как из реальности, так и из фильмов или картин.

Профессиональная деятельность

Для каждой профессии важен определённый вид памяти. Например, для хирургов и ювелиров — тактильная, для музыканта и логопеда — слуховая, для танцора и сапёра — двигательная. Иногда приводят список специальностей, для которых якобы на первый план выходит зрительная: водители, кондукторы, руководители крупных организаций, шпионы, официанты. На самом же деле нет ни одного человека, в работе которого бы она не использовалась. Да, одно движение хирурга может стоить пациенту жизни. Но разве так же точно он не должен помнить, где какая аорта проходит, чтобы случайно её не задеть? Музыкант держит в голове ноты, логопед — строение артикуляционного аппарата и т. д.

Социализация

Психологи уже давно отмечают, что у людей с плохой зрительной памятью возникают проблемы с социальной адаптацией. Связано это с двумя моментами. Во-первых, они не запоминают лица, могут пройти мимо знакомого и не поздороваться. Во-вторых, нарушается тот самый двоичный вербально-визуальный ряд, забываются имена и отчества, что мешает общению. Мама приходит на родительское собрание в школу к ребёнку и не может обратиться к учителю, так как не помнит, как его зовут.

Обучение

Ученикам и студентам нужно запоминать огромные пласты информации. Большую её часть они получают именно через глаза: читают и учат конспекты, учебники, материал на сайтах. 80% всего дидактического материала в детских садах, школах и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы, таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально имеются серьёзные проблемы со зрительным восприятием, ему будет трудно выучить элементарное стихотворение. В таких случаях придётся делать упор на ведущий тип памяти или всё-таки стараться развивать фотографическую.

Особенности

Гендерные

У девочек ЗП развита лучше, чем у мальчиков. В детстве у них преобладают игры, где активно задействованы именно визуальные образы: наряжать кукол, играть в магазин, краситься маминой косметикой. Мальчики получают несколько иной опыт, больше связанный с движением: гоняют в футбол и другие командные виды спорта, лазят по деревьям, дерутся.

Это преимущество женщины выдерживают и в дальнейшей жизни. Для них всегда важны такие мелочи, как ровно выщипанные брови, отсутствие седых волос на голове, отутюженные кружева. Мужчинам проще воспринимать весь образ целиком, не обращая внимания на такие детали.

Сейчас учёные вплотную занимаются гендерными особенностями зрительной памяти. Есть точка зрения, что это вовсе не связано с детским опытом, а продиктовано разным устройством головного мозга. И в то же время учёные никак не могут с этой точки зрения объяснить, почему «мужчины любят глазами, а женщины ушами».

Климатические

Оказывается, на качество зрительной памяти влияет климатическая зона. Как вы думаете, у кого она будет развита лучше — у эскимосов, живущих в белой пустыне снегов, или у жителя европейской равнины, который наслаждается всеми красотами природы? Казалось бы, в первом случае глаз притупляется из-за однообразия ландшафта, а во втором, наоборот, тренируется, останавливаясь на ярких красках и образах.

Не тут-то было! Согласно исследованиям, эскимосы обладают сверхострой зрительной памятью. Они улавливают и запоминают малейшие детали, которые для них являются жизненно важными опознавательными знаками среди однообразия льдов и снегов. Они увидят белого зайца на белом снегу, различат высоту холмов, которые нанесло за ночь, отыщут свой прошлогодний тайник. Всё это помогает им выжить в суровых условиях Севера.

Для нас же мелочи теряются в многообразии. Кто из вас сможет ответить, какой дорожный знак висит возле вашего дома? Или чем обита дверь у вашего соседа по лестничной площадке? Какого цвета глаза у вашего коллеги, с которым вы общаетесь чаще всего? Если у вас нет ответов на эти вопросы, пора тренировать ЗП до уровня эскимосов!

Возрастные

У дошкольников

ЗП в дошкольном возрасте развита лучше всех остальных. В этот период снижается значение тактильных ощущений (ребёнок уже не так часто бегает к маме обниматься, изъявляет желание спать отдельно и т. д.), а также происходят существенные изменения в строении глаза. Он становится более подвижным. В 3-4 года малыш концентрирует внимание внутри фигуры, теряя многие детали. Вероятность визуального узнавания новых образов случайна. Всё начинает меняться в 5-6 лет, когда зрение расфокусировывается по всему предмету, охватывая его целиком. Ребёнок начинает запоминать гораздо больше его свойств и даже может вычленить среди них главные.

У младших школьников

В младшем школьном возрасте ЗП становится произвольной и по сравнению с остальными видами существенно увеличивается в объёмах. Ребёнок ставит перед собой конкретную задачу — выучить наизусть стихотворение — и выполняет её. Раньше он сохранял образ любимой игрушки только потому, что часто с ней играл и она ему нравилась. Теперь он работает с визуальной информацией вполне осознанно.

У подростка

Визуализация в подростковом возрасте отходит на второй план и уступает логике. Теперь уже не память доминирует над остальными высшими психическими процессами, а мышление. Именно оно решает, запоминать тот или иной образ или нет и с какой целью. Ребёнок также определяется с интересами и, возможно, своей будущей профессией. В связи с этим активно начинают развиваться какие-то конкретные рецепторы: слуховые (те, кто занимается пением и музыкой), двигательные (спортом и танцами), тактильные (лепкой, скалолазанием), но чаще всего — именно зрительные, так как они нужны практически во всех перечисленных хобби и увлечениях.

У взрослого

ЗП у взрослых зависит от профессиональной деятельности и образа жизни. Например, дегустатору или настройщику пианино она не так важна: для одного на первом плане — вкусовая, для второго — слуховая. Соответственно, именно они будут развиты максимально. А вот водителю нужно помнить дорожные знаки и маршруты, и здесь без визуализации уже никуда. Значит, она будет лучшей.

Второй момент — насколько человек развит во всех остальных сферах. Если он на протяжении всей жизни постоянно обогащается (путешествует, ходит на выставки и в музеи, посещает культурные мероприятия, ведёт активный образ жизни, много общается), параллельно развивается и укрепляется зрительная память. Он помнит названия картин и их авторов, у него широкий круг знакомых. Если же сидеть и смотреть круглыми сутками сериалы или играть в компьютер, объём запоминаемой информации ограничивается десятком актёров и особенностями геймплея. Можно сказать, что развитие однобокое и некачественное.

Виды

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает;
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных;
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

Иллюстрации:

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.

Один из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей

Инструкция:

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.

Оценивание результатов:

  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
  • средний — 4-7;
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

Инструкция:

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:

  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
  • средняя — 11-17 картинок;
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

У кого сильнее развита

Считается, что девочки обладают лучшей зрительной памятью, чем мальчики. Но есть и другие факторы, которые обуславливают лучшие условия для развития способностей. Обобщая, можно сказать, что больший объем и качество памяти имеют те люди, которые постоянно ее эксплуатируют.

Например, жители Крайнего Севера живут в очень суровых условиях и со всех сторон окружены однообразным, монотонным пейзажем. Но их визуальное восприятие зачастую спасает их в критических ситуациях, мгновенно отмечая малейшие отклонения от привычной картины. Например, мелькнувшая вдали тень может означать, что рядом находится медведь или голодная волчья стая, а изменение цвета льда подскажет, что наступать на него не стоит – там формируется трещина и есть риск провалиться в ледяную воду.

То же самое касается людей, которые постоянно имеют дело с различной визуальной информацией. Например, ученый моментально узнает знакомую ему формулу, а автомеханик «вычислит» причину поломки по внешнему состоянию двигателя, ведь такую картину он уже видел неоднократно.

Особенности у детей

Когда малыш приходит в этот мир, ему еще недоступны многочисленные техники познания, так что зрение – это первая способность, позволяющая ему узнавать то, что находится вокруг него. С развитием ребенка добавляются другие формы познания, но именно зрение стимулирует формирование представлений об окружающем мире.

Дети обладают эйдетической памятью, разумеется, в разной степени. Это имеет огромное значение в учебе, так как возможность «схватывать все на лету» обеспечивает быстрое
запоминание и совершенствует знания ребенка.

Тест на отличную зрительную память способен пройти и взрослый человек, если у него возникнет такое желание. Но диагностика у младших школьников и дошкольников выявляет нарушения в процессах восприятия и усвоения информации.

Дети дошкольного возраста проходят такие исследования для того, чтобы понять, насколько они готовы к школе или получить оценку успеваемости. Младшие школьники тестируются для определения усвоения подаваемой в начальных классах информации. Хорошо развитая память позволяет ребенку лучше учиться и намного эффективнее усваивать знания.

Возможные нарушения

Проблемы могут быть вызваны следующими обстоятельствами:

  1. Недоразвитие структур мозга, отвечающих за зрительную память и восприятие, бывает врожденным или приобретенным в детском или подростковом возрасте.
  2. Травмы или опухоли в затылочной зоне коры головного мозга.
  3. Нарушения функционирования сосудов головного мозга.
  4. Преклонный возраст, сказывающийся на общем состоянии организма и способностью мозга к обработке информации.
  5. Хронический гиповитаминоз, связанный с заболеваниями или нарушениями питания (недоедание, «голодные» диеты, анорексия и так далее).
  6. Алкоголизм, вызывающий разрушение печени и мозга.
  7. Поражения головного мозга, вызванные инсультом.

Случаи отклонений требуют комплексной помощи, в которую входит устранение заболевания или нарушения и тренировка памяти.

нейроанатомии

У людей, области специализированные для распознавания визуального объекта в вентральном потоке имеет более худшее расположение в височной коре , тогда как области , специализированные для визуально-пространственного расположения объектов в дорсальном потоке имеет более высокое расположение в теменной коре . Тем не менее, эти два потока гипотезы, хотя полезны, являются упрощение зрительной системы , так как эти два потока поддерживают связи друг с другом по всей их ростральном конечно.

Задний теменная кора головного мозг

Задний теменная кора (светло — зеленый) показан на участке задней части теменной доли

Задней теменной коры головного мозга является часть теменной доли , которая манипулирует умственные изображения, и интегрирует сенсорные и моторные части головного мозга.

Большинство экспериментов выдвигает на первый план роль человека задней теменной коры в зрительной рабочей памяти и внимания. Поэтому мы должны установить четкое разделение зрительной памяти и внимание от процессов , связанных с планированием целестремительного моторного поведения.

Мы можем только держать в уме минутную часть визуальной сцены. Эти ментальные представления сохраняются в зрительной кратковременной памяти. Активность в задней теменной коре тесно коррелирует с ограниченным количеством информации сцены, которые могут быть сохранены в визуальной кратковременной памяти. Эти результаты свидетельствуют о том, что задняя теменная кора головного мозга является одним из ключевых нейронная локус нашей нищей ментальной репрезентации визуального мира.

Задняя кора головного мозг может выступать в качестве емкости ограниченного магазина для представления визуальной сцены, фронтальная / префронтальной кора может быть необходима для консолидации и / или технического обслуживания этого магазина, особенно в течение длительных интервалов удержания.

Визуальный кортекс

Дорсальный поток (зеленый цвет) и вентральный поток (фиолетовый) оба активно участвует в зрительной памяти. Оба пути происходят в зрительной коре

Существует зрительной коры головного мозга в каждом полушарии мозга, большая часть которых находится в затылочной доле . Левое полушарие зрительная кора получает сигналы в основном из правого поля зрения и правой зрительной коры в основном из левого поля зрения, хотя каждый из коры головного мозга получает значительное количество информации от ипсилатерального поля зрения , а также. Зрительная кора также получает информацию из подкорковых областей, такие как боковое коленчатого тело , расположенных в таламусе. Тем не менее, достаточно доказательств того, что указывает на то идентификатор объекта и местоположение преимущественно обработаны в вентральных (затылочно-височной) и спинные (затылочно-теменных) корковых зрительных потоков, соответственно. Сравнение rCBF при выполнении двух задач вновь выявлены различия между вентральной и дорсальной пути.

Спинной поток путь

Основная статья: Спинной поток

Спинной поток путь в основном занимается визуально-пространственным расположением объектов во внешнем мире, и он также известен как разговорно «где» пути. Спинной поток путь также участвуют в руководстве движений (например, для достижения объекта в пространстве), и, следовательно, участвует в анализе движения объектов в дополнении к их пространственному расположению.

Спинной поток путь начинается с чисто визуальной информацией в затылочной доле, а затем эта информация передается теменной доле для пространственных функций осведомленности. В частности, задняя теменная кора головного мозга имеет важное значение для «восприятия и интерпретации пространственных отношений, точного образа тела, и при изучении задач, связанных с координации тела в пространстве.»

Брюшной поток путь

Основная статья: Брюшной поток

Вентральный поток путь в основном занимается распознавания объектов, и известен просторечии как «что» пути. Он имеет подключение к медиальной височной доле (которая участвует в хранении долговременной памяти), лимбическую систему (которая регулирует эмоцию), и спинной поток путь (который участвует в визуальных-пространственных местах и ​​движениях объектов ). Таким образом, вентральный поток путь не только занимается распознавания объектов во внешнем мире, но и эмоциональное суждение и анализ этих объектов.

Вентральный поток путь начинается с чисто визуальной информацией в первичной зрительной коре (затылочный), а затем эта информация передается в височную долю.

затылочные доли

Расположенный в задней части мозга, затылочные доли приема и обработки визуальной информации. В затылочных долях также обрабатывать цвета и форму. В то время как правая затылочная доля интерпретирует изображения от левого зрительного пространства, левая затылочная доля интерпретирует изображения с правого визуального пространства. Повреждение затылочной доли может привести к необратимому повреждению зрительного восприятия

Затылочное осложнение травмы

Повреждение затылочной доли характеризуется потерей зрительной способности и невозможности идентифицировать цвета как важные процессы в зрительной памяти.

Краткосрочная зрительная память

Основная статья: Визуальная кратковременная память

Визуальная кратковременная память является способностью для проведения небольшого количества визуальной информации в памяти в активном, легко доступном состоянии в течение короткого периода времени (обычно не более чем за 30 секунды). Хотя визуальный кратковременной памяти имеет важное значение для выполнения широкого спектра восприятия и когнитивных функций, и поддерживается обширной сетью областей головного мозга, ее емкость сильно ограничена.

Визуальное хранение кратковременной памяти опосредовано отличительными механизмы заднего мозга, таким образом, что пропускная способность определяется как фиксированное количеством объектов и сложностями объекта.

Длительная зрительная память

Напомним , из шаблонов из долговременной зрительной памяти связано с rCBF увеличивается в различных областях префронтальной коры и передней части поясной извилины .

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Развитие внимания

Для того, чтобы хорошо запоминать, нужно так же обладать хорошим вниманием, чтобы сосредоточиться на нужном объекте, иначе информация может не попасть даже в краткосрочную память и человек тут же все забудет после того как переключится на что-то другое. Сильная забывчивость характерна для рассеянных людей или тех, которые не привыкли обращать внимание на что — либо или просто внушили себе, что «Я НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ», «Это все, потому что у меня ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ» и так далее.

Внимание и память это по большей части психологические аспекты и поэтому самовнушение здесь играет огромную роль. Оно конечно не сделает Вас вмиг всегда внимательным и запоминающим все до мелочей, но если регулярно напоминать себе, то сильно повысит Ваши возможности. А в сочетании с тренировкой вообще в разы.

Методики развития памяти

Существует множество методик развития памяти, все они направлены на определенный вид памяти и запоминания.

На данный момент предлагаю общую методику. Смысл этой методики – проходить разные упражнения по 20-30 минут в день. Для этого советую в первую очередь выбрать упражнения, которые вам понравились больше всего и начать с них.

Упражнения для развития памяти

Многие из упражнений, которые представлены на сайте можно проходить не только онлайн, но и в повседневной жизни. Можно тренироваться на запоминании маршрутов и людей при перемещении по городу в течении дня. Запоминания сотрудников в офисе, кто как сидит и что делает, на момент входа в офис или выхода из него. Можно запоминать список дел на день, неделю и даже месяц. Так же очень рекомендую запоминать события всего дня, начинайте с самого утра: как вы проснулись, какое было настроение, как получилось встать, что произошло дома, что было на улице, на работе и так далее. Поначалу возможно будет вспоминаться мало событий, но со временем их будет все больше и больше.

Обратите внимание еще и на очень эффективную технику запоминания снов. Не каждый человек помнит, что ему снилось утром, вчера, и даже спустя 5 минут после сна. Можно вести дневник сновидений. Со временем не только сны будут запоминаться лучше, но и качество их будет все лучше и лучше. Так за одну ночь будет вспоминаться даже не один, а 3, 4 и более снов и все будете помнить лучше, чем до начала тренировки. Часто такое внимание к снам не только превращает их из мутных воспоминаний в красивые и детализированные миры, но и придаст осознанности. Таким образом, может развиться осознанное сновидение, особенно если вечером выборочно или полностью вы перечитаете сновидения, которые записали.

Лучший способ прокачать какой-нибудь навык — пройти обучение по специальной программе.

Интернет-курс «Супер-память за 30 дней»

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифр, изображений, событий, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Развивающие игры и упражнения

Развивающие игры и упражнения — отличный вариант не просто скоротать время или развлечься, но еще и улучшить память. Рассмотрим некоторые из самых мощных упражнений.

Развивающая игра «Буквенный охват»

Игра на развитие объема памяти. На экране будут показываться буквы, которые нужно успевать запоминать и воспроизводить с клавиатуры в нужном порядке.

Играть сейчас

Развивающая игра «Запоминай и прокликай»

Эта развивающая игра направленна в первую очередь на развитие объема внимания. Чем больше мы сможем запомнить различных элементов за раз, тем лучше.

На экране на несколько секунд будет показана таблица с цифрами, нужно успеть запомнить все цифры и покликать их в пустой таблице в порядке возрастания.

Играть сейчас

Развивающая игра «Запомнить и найти»

Игра на развитие рабочей памяти, идеально подойдет для продолжения упражнения на запоминание лиц, только в этой игре придется запоминать предметы. На экране ненадолго показывается набор объектов, которые Вы должны запомнить. Через несколько секунд изображение поменяется, и Вы должны будете определить, какой объект поменялся.

Играть сейчас

Развивающая игра «Найти монетку»

  1. Развивает объем памяти
  2. Улучшает зрительную память
  3. Совершенствует пространственную память

После старта игры, на экране будут показаны клетки. Нужно открывать клетки и находить монетки. Нельзя нажимать на клетки, в которых Вы уже нашли монетку в текущем раунде.

Играть сейчас

Развивающая игра «3 назад»

  1. Развивает зрительную память
  2. Тренирует скорость запоминания
  3. Улучшает семантическую память

На экране будет показываться последовательность цифр, которую надо запомнить и при этом цифру на последней карточке сравнить с предыдущей цифрой, нажимать на кнопки «Да» или «Нет», в зависимости от того, совпадают цифры или нет.

Играть сейчас

Развивающая игра «Сравнение по памяти»

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для развития памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение на запоминание цифр и быстроты мысли. В начале дается цифра, которую следует запомнить, затем дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, который задаст игра. Замечательная игра для тренировки мозга.

Играть сейчас

Развивающая игра «Пространственное скоростное сравнение»

  1. Развивает точность памяти
  2. Улучшает скорость запоминания
  3. Совершенствует зрительную память

Вам будут показываться необычные фигуры и нужно на время, как можно быстрее правильно отвечать на вопрос «Совпадает ли текущая фигура с предыдущей?».

Играть сейчас

Развивающая игра «Скоростное сравнение»

Еще одна замечательная игра. Вам будет представлена картинка и дано время запомнить показанную на экране фигуру, после чего будет показана следующая фигура и нужно будет очень быстро ответить совпадает ли новая фигура с предыдущей или нет.

Данная игра поможет развить такие качества, как память, скорость мышления, скорость реакции. Не забывайте, что время в каждой игре ограничено и, чтобы Вам набрать как можно больше баллов, потребуются максимально быстро и безошибочно отвечать «Да» или «Нет».

Играть сейчас

Развивающая игра «БрейнФуд»

Игра на развитие объема рабочей памяти. Вам будет показан набор элементов, из которого Вы должны выбирать тот элемент, который еще ни разу не выбирали. Чем больше правильных ответов, тем больше набор элементов. Держитесь как можно дольше.

Играть сейчас

Развивающая игра «Бриллианты»

  1. Развивает объем памяти
  2. Улучшает точность памяти
  3. Совершенствует скорость запоминания

На экране в случайном порядке подсвечиваются клетки, Вам необходимо запомнить в каком порядке они подсвечиваются, и повторить его.

Играть сейчас