ОНР в логопедии: что это, классификация, диагностика и коррекция у детей

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Причины ОНР

Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.

Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.

Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости.

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова ( машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на :

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Здравствуйте,
наша предистория
Ребенок родился в срок, роды были стремительные (менее 2 часов от отхождения вод и начала схваток), 8/9 по апгар. Кормила грудью до 2,5 лет. В 6 месяцев затяжная болезнь — ОРЗ, потом кишечная инфекция, потом снова ОРЗ. До года малоактивный ребенок, пополз в 10 мес, пошел в 1, 1. Сидеть начал с 6 мес — с положения полулежа. С положения лежа сел в 10 мес. С 5-6 мес лепетал слоги «тя, пя, бя». Первое слово после года — папа,
в 2 года словарный запас около 20 звукоподражаний, слова — только папа, мама. «Фраза» из 2 слов — папа би-би (папа уехал).
К 2,5 годам примитивные фразы вроде «мама дай пи» и на этом уровне речь осталась до 4 лет — новое слово появлялось раз в месяц. Логопеды нас не брали, занимались дома. Невролог других патологий не находил.
С 3,5 лет занимаемся у логопеда 2 раза в неделю, дома ежедневно — пальчиковая и артикуляционная гимнастика, чтение, занятия. Небольшие подвижки есть, но очень медленные.
Сейчас 4,5 года. Отсутствует большинство звуков. Предложения максимум из 3-4 примитивных слов. Словарный запас около 100 слов, самые сложные — ракета, четыре, машина, побуди (помоги), батут, ботинки. Может сказать свое имя, имя брата, мамы, папы, бабушек и близких друзей. Остальное односложные слова или звукоподражание.
Последний диагноз невролога «системное недоразвитие речи. Резидуально-органическое поражение ЦНС» (ребенок на контакт с врачом не пошел). Логопед ставит ОНР 1-2 уровня. Делали ЭЭГ — без патологии.
Характер у ребенка сложный — выраженный негативизм к речи, только вот сейчас начал потихоньку уходить. Стеснительный — в новых местах прячется у мамы на коленях минут 20. Ходит в обычный массовый садик, только в этом году начал немного участвовать в мероприятиях, до этого саботировал все утренники и гимнастики, не повторял и отказывался выполнять — все время стоял в сторонке. Усидчивый, любит заниматься. По интеллектуальным занятиям в садике его всегда хвалят. Дома тоже с удовольствием занимается — логика, пассивный словарный запас на хорошем уровне. Все пособия для 5 лет на логику, моторику, счет, окружающий мир не вызывают затруднений. Моторика развита на мой взгляд хорошо — собирает конструктор, застегивает пуговицы, молнии, относительно хорошо обводит по пунктиру. Любит театры, различные мероприятия, где не требуется его участия — если только как зритель. Может пересказать с помощью звукоподражаний и жестов содержание спектакля. С близкими людьми хорошо общается, но с посторонними очень трудно наладить контакт.
Я переживаю, не является ли его проблемы с речью вторичными? Возможно проблема психологическая? Логопед говорит, что большинство таких сложных деток имеют проблемы и с мышлением. У нас же мышление хорошо развито. Читала про аутичные черты, но не нахожу ничего, кроме нежелания общаться с посторонними — глаза в глаза смотрит с удовольствием, монотонных движений нет, стремления к порядку нет, телесный контакт с близкими — спокойно. В еде непривередлив — почти всегда ест все. Целыми днями играет — носится с братом.
Подскажите, пожалуйста — есть ли основания у моих опасений? Может я его слишком подавляю — от этого и негативизм — боязнь говорить неправильно? Может есть какие-то психологические игры-занятия, чтобы раскрепостить немного ребенка? Может попробовать отдать его в кружок, например танцы? Привыкание будет тяжело конечно, но может оно того стоит? С логопедом у нас тоже занятия не сразу пошли — около месяца контакт устанавливался, зато теперь после каждого занятия пара новых слов. В логопедический садик под большим вопросом попадем ли на следующий учебный год, поэтому приходится надеяться в бОльшей степени на себя, а не на помощь специалистов.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.