От чего зависит рост человека?

Рост, или, как говорят антропологи, длина тела, — важный характерный признак внешности разных народов. Мы привыкли к тому, что китайцы обычно невысокие, а скандинавы, наоборот, выше россиян на несколько сантиметров. Конечно, встречаются исключения из правил, однако общее распределение по ростовой шкале с учетом среднего роста разных национальностей вряд ли кого-то удивит. В 2016 году был опубликован общий рейтинг средних показателей длины тела людей в различных странах и оказалось, что мужчины-россияне находятся в этом списке на 42-м месте, а женщины — на 23-м.
Совсем недавно появилось сообщение об обнаружении китайскими археологами захоронений в ходе раскопок недалеко от города Цзинань.
— People’s Daily,China (@PDChina) July 4, 2017
По сравнению с современными китайцами, их предки кажутся гигантами: найдено несколько скелетов людей, чей рост при жизни превышал 180 сантиметров, а один скелет принадлежал человеку ростом более 190 сантиметров!
Люди эти жили пять тысяч лет назад на территории современной провинции Шаньдун. Вряд ли они имели преимущества в доступности пищи по сравнению с современными китайцами, хотя, как отмечают археологи, их предки жили в относительном комфорте, имели отдельные спальни, кухни, а рядом со скелетами были обнаружены изделия из нефрита и разноцветная керамика.
Получается, что после периода роста последовала длительная децелерация (процесс, обратный акселерации), приведшая к снижению показателей длины тела современных китайцев. С чем же связаны эти волны?
Мария Добровольская, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН: «Среди антропологов вопрос о происхождении волн акселерации и ретардации (замедленное развитие) остается открытым. Ясно, что на это влияют сугубо социальные процессы, но также понятно, что одним лишь характером питания это не объясняется. Правда, есть абсолютно понятные феномены: одно военное недоедающее поколение приводит к снижению длины тела у всей нации. Почему китайцы сейчас так миниатюрны? Можно объяснить это тем, что на протяжении многих поколений у них был доступ только к растительной пище. Однако существуют и примеры того, когда рост нации снижается по каким-то другим причинам. Например, сейчас в России дети уже не перерастают своих родителей по сравнению с поколением 80-х и 90-х».
Действительно, согласно показателям кривых роста по разным странам, длина тела российских граждан увеличивалась вплоть до 2000-х годов, однако сейчас кривые пошли вниз. Последние 150 лет мы росли вместе со всей Европой, Азией и Северной Америкой. Самых больших успехов в здесь достигли мужчины из Ирана и женщины из Южной Кореи: в среднем их рост увеличился примерно на 16 и 20 сантиметров, соответственно. Однако абсолютными рекордсменами в росте на сегодняшний день являются мужчины голландцы — длина их тела составляет в среднем 182,5 сантиметра. То есть за последние 150 лет они выросли на 20 сантиметров и стали самыми высокими людьми на Земле.

Изменение длины тела людей в разных странах за последние 200 лет

Правда, рекорд этот довольно сомнителен, если смотреть на вещи шире, исследовать не последние 150-200 лет, а тысячелетия.
«Если взять, например, алтайских афанасьевцев (южносибирская археологическая культура бронзового века, III-II тысячелетие до н.э.), — говорит антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова, — то их средний рост был чуть ли не 189 сантиметров. Они были самыми высокорослыми среди своих современников. Если допустить, что какая-то часть афанасьевцев распространилась на восток, то вполне понятно, почему там находят скелеты высоких китайцев.

Сравнение роста алтайского афанасьевца и современного мужчины
Если перенестись в еще более ранние времена, 25-30 тысяч лет назад, мы увидим высоких кроманьонцев на просторах сегодняшней Европы. А вот примерить доспехи низкорослых средневековых рыцарей современный человек не сможет. То есть во все времена существовали волны изменения длины тела. Думаю, причины снижения и увеличения роста можно объяснить на 50% генетическими факторами, а оставшиеся 50% — социальными. Поэтому ауксологи (ауксология — наука об изучении роста и развития человека) и называют длину тела зеркалом происходящих в обществе процессов».
РИА Новости, (с)

Какой средний рост мужчины в России?

В России много юношей, которые имеют рост 180 сантиметров и выше. Однако этот показатель не является средним значением, как многие считают.

В Соединенных Штатах Америки, в штате Колорадо, сотруднику филиала Русско-Американского независимого статистического агентства удалось выяснить следующий результат. Средний рост мужчин – 170 сантиметров, вес – 83 килограмм.

Средний рост мужчины в России в 18 веке составлял от 161 до 163 см. Как видим, это совсем немного по сравнению с современными представителями сильной половины человечества. Средний рост мужчины в России в 19 веке немного увеличился и составил 169 см.

Изменения роста человека в зависимости от его возраста

Средний рост мужчины в России по годам:

  • После рождения, примерно к первому году жизни, дети подрастают на 23 сантиметра.
  • Примерно к двум годам жизни малыши прибавляют в росте еще 10 сантиметров.
  • К четвертому году жизни ребенок подрастает на 7,5-8 сантиметров.
  • Мальчики от 5 до 7 лет вытягиваются на 5,7 сантиметра в год.
  • От 7 до 10 лет они подрастают на 4,3 сантиметра в год.
  • От 10 до 13 лет — на 4,5 сантиметра в год.
  • От 13 до 17 лет — на 5,1 сантиметра в год.
  • От 17 до 19 лет мужчины вытягиваются на 1,5 сантиметра в год.
  • В 19-26 лет мужчины подрастают на 0,5 сантиметра в год. Как правило, после совершеннолетия мужчины продолжают свой рост, если у них было позднее половое созревание.

Вы должны трезво понимать, что ребенок не может расти под линеечку. Каждый индивидуально развивается, однако следует постоянно наблюдать ребенка с малых лет у врача-педиатра для раннего выявления каких-либо патологий, связанных с гормонами гипофиза.

Несколько фактов о маленьком росте

  • Самой миниатюрной женщиной была Полин Мастерс, известная также под именем Принцесса Полин. Девушка родилась в 1876 году. При рождении рост малышки составлял всего 30 сантиметров, а к 9 годам она была 50 сантиметров при весе 15 килограммов.
  • Если верить некоторым источникам, то самым маленьким лилипутом являлся Хуан де ля Крус из Индии. Рост этого паренька составлял всего лишь 54 сантиметра.
  • Некоторые карлики прославились благодаря ратному делу. Шведский король Густав Адольф имел в своей армии полк, который состоял из одних карликов.

О большом росте

  • Самый высокий в истории человек — Фёдор Махнов (2,85 метра). Уже в восьмилетнем возрасте мальчик имел рост 180 сантиметров, он был очень силен в физическом плане. А максимальный вес, который был зафиксирован у Фёдора, — 192 килограмма.
  • Снявшаяся в фильме «Казанова Феллини» Сэнди Аллен родилась в 1955 году и имела рост 2,32 метра. При этом она имела вес 210 килограмм и носила 50-й размер обуви. Несмотря на все невзгоды, она оставалась до последнего доброй и переполненной оптимизма. Умерла в 2008 году.
  • На самом деле высокий рост необязательно является признаком такой болезни, как гигантизм, которая является очень тяжелой. Люди, больные гигантизмом, имеют диспропорции тела. Это отличие можно заметить даже невооруженным глазом.

Как происходит рост тела человека?

За будущий рост отвечает определенный гормон — соматотропный. У детей, подростков и людей постарше, то есть у тех, у которых еще не закрылись зоны роста в костях, гормон вызывает выраженное ускорение роста в длину, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.

Возможно ли увеличить рост?

Увеличение роста происходит хирургическим или физиологическим путем. Хирургический способ представляет собой операционное вмешательство в организм человека. При этом вмешательстве кости бедер и голеней рассекаются, затем оперируемый участок удлиняется с помощью специального аппарата, который помогает удлинять кости на 1 см в сутки. В настоящее время этот аппарат находится только в специализированных центрах. Этот хирургический метод дает положительные результаты почти в любом возрасте.

Для того чтобы увеличить длину туловища, существуют специальные тренажеры, которыми можно пользоваться в домашних условиях. Такой метод не требует значительных материальных затрат и не представляет никакой угрозы в отличие от оперативного вмешательства. Однако если использовать данный метод после вышеописанного, то можно достичь более высоких результатов.

Качественный анализ рисков

(7.1.1.P1)

Термин «качественный» означает, что значение определяется приближенно, без затрат времени на строгий и точный количественный анализ. Уровень риска может быть задан в категориях «Высокий», «Средний» и «Низкий», в зависимости от серьезности последствий и вероятности наступления нежелательного события.

Существует много приемов выполнения качественного анализа рисков Мы приведем здесь только три самых универсальных.

Таблица «Высокий / Средний / Низкий»

(7.1.1.P2)

В качестве отправной точки можно воспользоваться представленной ниже таблицей. Она поможет определить Высокий, Средний или Низкий уровень риска в зависимости от его вероятности и последствий. К примеру, сочетание Высокая вероятность + Высокое влияние будет, очевидно, означать Высокий уровень риска.

Вместе с тем, любое нежелательное событие может быть оценено по индивидуальной шкале. Если у Вас идентифицировано крайне маловероятное событие, но обладающее катастрофическими последствиями (например, гибель персонала), Вы можете и, скорее всего, должны, оценить уровень риска как Высокий для включения такого события в План управления рисками.

Серьезность последствий / Вероятность возникновения Общий уровень риска
Высокие потери / Высокая вероятность Высокий
Высокие потери / Средняя вероятность Высокий
Высокие потери / Низкая вероятность Средний/Низкий
Средние потери / Высокая вероятность Средний
Средние потери / Средняя вероятность Средний/Низкий
Средние потери / Низкая вероятность Низкий
Малые потери / Высокая вероятность Низкий
Малые потери / Средняя вероятность Низкий
Малые потери / Низкая вероятность Низкий

Цветовая диаграмма «Высокий / Средний / Низкий»

(7.1.1.1.P3)

Эти девять простых сочетаний характеристик рисков можно также представить в табличном виде следующим образом:

Вероятность ->
Влияние
Низкая Средняя Высокая
Низкое Игнорировать Игнорировать Следить
Среднее Игнорировать Следить Реагировать
Высокое Следить Реагировать Реагировать

В зеленых клетках представлены сочетания вероятности и последствий, которые вполне безопасно можно проигнорировать. В красных клетках представлены сочетания, которые требуют принятия мер по управлению рисками. Желтые клетки представляют сочетания, которые требуют пристального внимания и регулярной переоценки в будущем.

Таблица вероятности рисков

(7.1.1.1.P4)

При необходимости, можно позволить себе больше точности в качественном анализе путем увеличения числа градаций вероятности и/или последствий. К примеру, ниже приведен случай оценки вероятности рисков по пятибалльной шкале.

Вероятность

Низк.влияние

Средн.влияние

Выс.влияние

Очень маловероятно (<10%)

Низкий риск

Низкий риск

Низкий риск

Маловероятно (<35%)

Низкий риск

Низкий риск

Средний риск

«50 на 50» (35% — 65%)

Низкий риск

Средний риск

Средний/Высокий риск

Вероятно (>65%)

Низкий риск

Средний/Высокий риск

Высокий риск

Очень вероятно (>90%)

Средний риск

Средний/Высокий риск

Высокий риск

Аналогичным образом, Вы также можете вместо трехбалльной шкалы влияния риска применить более детальную, например пятибалльную шкалу:

1, Слабое влияние (или нет влияния) на график и бюджет

2, Возможно влияние на график или бюджет в размере 2%-4%

3, Возможно влияние на график или бюджет в размере 5%-7%

4, Возможно влияние на график или бюджет в размере 8%-10%

5, Возможно высокое влияние на график или бюджет более 10%.

После создания шкал, наподобие приведенных выше, Вам все еще понадобится определить, как интерпретировать результаты оценивания. Например, Вы можете решить, что уровни риска 1 и 2 могут игнорироваться, а уровни 4 и 5 — управляться. Уровень 3 будет представлять риски, требующие индивидуального рассмотрения.

Школьная зрелость, или проще говоря, готовность к школьному обучению понятие психолого-педагогическое. Означает оно соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим требованиям. И, согласно определению, школьная готовность включает в себя несколько компонентов, а именно: физиологическую готовность, психологическую готовность и социальную готовность. Все эти компоненты равнозначны, и для успешной адаптации и успешного обучения ребенка в школе должны соответствовать определенному уровню. Какому же именно уровню они должны соответствовать и как этот уровень определить?

Прежде чем ответь на эти вопросы, рассмотрим каждый компонент школьной зрелости отдельно.

Физиологическая готовность.Под физиологической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника. Рост, вес, состояние зрения, слуха, нервной системы, иммунитета, развитие мелкой моторики рук, речи – вот важные показатели физического здоровья ребенка, которые должны соответствовать возрастным нормам, и учитываться при поступлении в школу.

Психологическая готовность. Психологическая готовность включает в себя соответствующий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, наличие сформированных навыков самостоятельной деятельности, положительную школьную мотивацию и определенный уровень самоконтроля.

Социальная готовность. Это готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную.

Теперь вернемся к уровням школьной зрелости.

Выделяют несколько уровней готовности к школьному обучению: высокий, средний, ниже среднего и низкий.

Высокий уровень школьной зрелости предполагает хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; широкий кругозор, хорошую общую осведомленность; поставленную речь, большой словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок; знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

Средний уровень школьной зрелости включает в себя: хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный кругозор, хорошую или удовлетворительную общую осведомленность; развитую речь, хороший словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок; знание цифр и букв, счет в пределах 10; произвольность поведения; способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

Уровень ниже среднего характеризуется хорошим или удовлетворительным физическим развитием; относительной готовностью руки к письму, умением удовлетворительно копировать печатный и письменный текст; достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью; развитой или слабо развитой речью, достаточным словарным запасом; удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умением устанавливать явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение; знанием некоторых цифр и букв; способностью решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого; устойчивым или неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень школьной зрелости определяется у детей, которые имеют хорошее или удовлетворительное физическое развитие; слабую готовность руки к письму; узкий кругозор, недостаточную общую осведомленность; неразвитую речь, маленький словарный запас; слабую память; умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать, классифицировать и обобщать понятия только с подсказками ; слабо сформированные навыки произвольной деятельности; слабую учебную мотивацию.