Постановка и автоматизация звуков «Т Д»

Звукопроизношение у людей формируется в основном к 5 годам жизни. Важно, чтобы воспитание правильной речи закончилось в дошкольном возрасте. Постановка звука Т, а также Д осуществляется несколькими этапами.

Правильная артикуляция звуков Т и Д

При артикулировании Т с гласными А, О, У, Ы передний краешек языка упирается в альвеолы, с гласными Е, Ё, Ю, И, Я — в нижние зубы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Занятия всегда лучше проводить в игровой форме.

Звонкий Д произносится так же, как глухой Т. Но:

  • небо опущено,
  • голосовые складки сближены, напряжены, колеблются,
  • добавляется голос,
  • гортань вибрирует.

Подготовительные упражнения

Логопедия занимается изучением, предупреждением и устранением речевых дефектов. Учить артикуляции необходимо на самых ранних этапах жизни, начиная с подготовительных упражнений.

Речевые элементы появляются в 2-3 месяца во время «гуления». Ребенок распевает звуки. Необходимо больше говорить с ним, петь песенки, колыбельные, стараясь вытягивать гласные звуки, чтобы малыш быстрее запоминал и повторял их.

Речевые умения зависят от физической развитости. Многие родители большое внимание уделяют мелкой моторике рук, давая младенцу подержать небольшие предметы.

Общаться следует без сюсюканья: от того, насколько правильно и красиво говорит взрослый, зависит речь малыша.

Логопеды советуют укреплять мышцы ротовой полости, учат управлять артикуляционным аппаратом, показывая различия при произношении: Т находится на кончике, К — на хвостике языка: «Такси едет», «Кулек конфет».

Артикуляционная гимнастика

Специалисты предлагают логопедическими приемами развивать речевое дыхание (так как Т образуется на взрывном выдохе), тренировать мышцы ротовой полости в игровой форме:

  1. «Чей одуванчик раньше улетит?» — летом на даче ребята срывают одуванчики, стараются за 3-4 раза сдуть все пушинки.
  2. «Воздушные шарики» — дуют на шарики, не давая им опуститься на пол.
  3. «Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.
  4. «Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.
  5. «Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.
  6. «Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.
  7. «Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.
  8. «Трубочка» — максимально вытягивают язык, напрягают его. Стараются свернуть трубочкой, держат 5 секунд.
  9. «Качели» — слегка рот приоткрывают, поочередно тянут язык к носу, подбородку, пытаясь их достать.
  10. «Горка» — сначала сильно прижимают к нижним резцам передний край, затем широкую часть (при этом он выгибается). Фиксируют положение на 5 секунд.

Постановка звуков Т и Д

Обучая правильному произношению, используют способ по подражанию, механический, от других звуков.

  1. По подражанию. Покажите, как расположен язык. Обратите внимание, что у Т нет голоса. Попросите произнести: та, ты, ту. Затем слова-чистоговорки: та — та, ах какая красота; ту-ту, я косичку заплету; то — то, прохудилось решето; ты — ты, в саду выросли цветы.
  2. Механический. Показать положение языка между зубами. Попросить произнести Та. В это время шпателем приподнимите верхнюю губу. Язык примет верную позицию.
  3. «Поплевывание». Предложите улыбнуться, сомкнуть зубы, если кончик языка упирается в нижние резцы, выдохнуть — Т.
  4. Постановка Т: от П — при произнесении па-па-па краешек языка лежит на нижней губе между зубами, рот приоткрыт — получается та — та; от Д — похожа на постановку Т, но прибавляется голос;
  5. Постановка Д: от Т — специалист поочередно произносит звуки Д, Т, дошкольник держит руку на своем горле, другой прикасается к гортани взрослого, чувствует вибрацию; от Б — при произнесении ба-ба-ба кончик языка находится между зубами, в момент произнесения шпателем отодвигаем губы, слышим да-да-да.

Автоматизация произношения

После постановки артикуляции отрабатывают навык. Следует как можно скорей устранить изъяны, не перегружая при этом ребенка. Каждый последующий материал необходимо предлагать после полного усвоения пройденного.

Отработать звуки помогут различные игровые упражнения с песенками, потешками, скороговорками, которые сделают обучение детей более интересным:

После автоматизации выполняют упражнения по закреплению произношения Т, Д в словах.

  1. «Придумай слова с Т, Д». Взрослые называют заготовленные на карточках слова с Та в начале: тарелка, танец. Ребенок продолжает: Таня, тапочки. С мячом занятие пройдет еще интересней. Букву Т на картинках раскрасьте одним ярким цветом, Д другим.
  2. «Звуки Т, Д в предложении». Ребята повторяют слова, выделяя голосом Т, Д: Тамара идет домой. Плывет кашалот. Снег растаял на катке. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. Не понять никак нам Дашу. Ведь во рту у Даши каша.
  3. Потешки, чистоговорки. Взрослые произносят первую половину короткой фразы, а ребята придумывают рифму, которая повторяет первый слог: Ту — ту, (рыбки наловлю коту). Та — та, (ах, какая красота). Да — да, (потемнела борода). Ду — ду, (все равно я не пойду).

Доброй ночи!

Расскажите пожалуйста про произнесение звуков «к», «к’ «, «г», «г’ » у детей от двух лет.

Сыну 2.3, говорит много слов, обычно одно- и двухсложных, составляет предложения из 2-3 слов. Невольно обращаю внимание на систематическую замену «г» на «д» и «к» на «т». Или опускание звука в принципе, когда он находится в конце слова.

Каша — тася.

Гуси — дуси.

Танк — тан.

Вспоминаю и понимаю, что ребёнок никогда и не произносил «г» и «к». Классического «агу» не было, а если и проскакивало, то с закрытым ртом какое-то глубокое гортанное «г», как когда гнусавят люди с напрочь заложенным носом. С первых осознанных слов в районе года «г»/»к» нет.

В каком возрасте ребёнка начинается проработка этих вопросов со специалистом? Когда пора выполнять дома специальные упражнения для постановки именно этих звуков? На что обратить внимание в физическом развитии речевого аппарата?

Конечно, ребёнок ещё маленький и только научается говорить, и к тем же трём годам развитие речи сделает ещё не одни рывок. Тем не менее, хочется не упустить время, а в логопедии и адекватных сроках её применения я понимаю слабо.

Спасибо!

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.
А.С.Макаренко

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы.

Речевой дефект приводит к изменениям в психической сфере, а именно проявление таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивное состояние, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.

Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия, что затрудняет целостность коррекционного процесса.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенность перехода от легкого к трудному, сознательного усвоения материала, учета возрастных особенностей.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного итого же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука.

Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, нужно подбирать разнообразные творческие задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков. Ребенок будет правильно произносить поставленный звук только тогда, когда контроль будет со стороны логопеда, воспитателей и родителей.

Большую помощь в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и формы работы. При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность.

Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения.

Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15 с. При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также могут использоваться игровые приемы и упражнения.

Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова.

Дифференциация звуков Д-Т, Т-ТЬ

Дифференциация проводится одновременно с автоматизацией после того, как звуки поставлены, необходима, чтобы научиться слышать состав звукового потока, закрепить навыки.

Для различения Д, Т ребята прикасаются рукой к горлу, определяют, какой звук слышится. Д произносится звонко, голосовые связки вибрирует, глухой Т произносится без участия голоса.

Дифференциация построена на сравнении Д, Т в слогах, словах, предложениях.

Разучите стишок:

Тушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки!

Для различения Т, ТЬ выполните ряд упражнений.

«Поем — узнаем» — ребенок поет песенку, затем находит и произносит, выделяя голосом твердый и мягкий Т.
Та — та — яблоко — моя мечта. Ато — ато — витаминами богато. Ти — ти — где же яблоко найти? Ать — ать — надо яблоко искать.
«Будь внимательным» — ребенок слушает рассказ, называет слова с ТЬ.

Различать Д, ДЬ поможет упражнение «Птички-чистоговорки». Ды — ды — ды прилетели к нам дрозды. До — до — до — мы увидели гнездо. Загадки: Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

Чтобы логопедические занятия приносили больше пользы, родителям следует придумать увлекательные игры, заранее готовить инструментарий: занимательные загадки, чистоговорки, потешки.

И запастись терпением: совершенствование речевого аппарата — длительный процесс, требующий усидчивости.

Если родители при самостоятельной постановке артикуляции столкнулись с трудностями, логопед детского сада или школы проконсультирует, как научить ребенка правильно говорить.

Конспект занятия по профилактике и коррекции плоскостопия «Здоровые ножки» «Здоровые ножки» Цели: Закаливание организма. Восполнение нехватки тактильных ощущений. Профилактика и коррекция плоскостопия. Развития.

Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Тополёк» Г. о. Королёв ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ.

Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков -» КОНСПЕКТ индивидуальной организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения. ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р,РЬ».

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Конспекты логопедических занятий по постановке, коррекции и автоматизации звука Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке звука . Подготовительный этап. Цель: подготовка артикуляционного.

Перспективный годовой план фронтальных занятий для детей 5–6 лет в группе коррекции речи .

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Цель: закрепить правильное произношение звука «С». Задачи: 1. Закрепление правильной артикуляции звука «С»; 2. Закрепление правильного.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков по теме: «My family». Задачи: 1. Расширить знания по теме «My family»,.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку второго года обучения «Зимние праздники» Тема: «Winter holidays» («Зимние праздники») Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков за 1 полугодие по темам: «Времена года. Осень»,.

План по самообразованию на тему «Игра как средство коррекции речи у дошкольников» Тема: Игра как средство коррекции речи у дошкольников Задачи: — повысить уровень знаний о развитии речи у дошкольников; — изучить новые.

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук «Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!