Сенсорная интеграция

У моего сына есть стим, то есть повторяющееся действие- это прыжки. Прыгает он давно: когда не умел прыгать на двух ногах, то он прыгал на попе. Естественно, при таком желании, сын очень быстро научился это делать правильно и как обычные люди на двух ногах.

Наша сенсорная комната

Я сначала пыталась сама бороться с этим: вводила какие правила, например, прыгаем только под музыку, прыгаем по команде. Бесполезное оказалось занятие. Ребёнок прыгает и когда ему весело, и когда нервничает, и просто так.

Плюнула я на это дело: «Ну, прыгает и прыгает, пускай, может настроение хорошее, а если серьёзно, то прыжками он даёт разрядку своей нервной системе и показывает свои эмоции!» Как прочитала я позже, нельзя ребёнку запрещать такие действия, потому что это необходимо его нервной системе, такие стимы нужно направлять в нужное русло.

Как итог, он стал ходить у меня на сенсорную интеграцию.

Наша сенсорная интеграция

Ходим при нашем центре. Такую комнату сделали год назад и её посещает много детей. Итак, у моего сына прыжки, значит есть нехватка сенсорных ощущений в вестибулярном аппарате, чтобы его напитать необходимо заниматься с ребёнком всевозможными методами, которые будут направлены на загрузку и тренировку вестибулярного аппарата.

Первое что сын оценил там. Батут

Наша сенсорная интеграция, похожа на физкультуру: ребёнок прыгает на батуте, на матах, качается на качельках, скатывается с горки в бассейн с шариками.

Это групповое занятие. Мой друг в жёлтой водолазке.

Самые первые занятия были направлены на то, чтобы ребёнок получал только удовольствие, он прыгал целый час. Потом, очень постепенно стали вводить новые упражнения, но они были так же связанны с прыжками, но теперь прыгал он уже и на батуте, и на мяче, например. Немного позже вводилось ещё одно новое упражнение, тоже с прыжками. Но всё это постепенно развивало у него не только вестибулярный аппарат, но и имитацию.

Потому что педагог просит:

«Сделай так!» И сын должен повторить. Это выглядит примерно так, фотография с нашего центра

Постепенно переходя и добавляя новые упражнения, он научился разным движениям, например: стоять на одной ноге, потом его учили прыгать на ней, выполнять упражнение с пятки на носок, позже ходить на пяточках, потом ввели комбинацию движений: с пятки на носок, пройтись на пяточках, пройтись на носочках. И в заключение попрыгать, как поощрение.

Не всё время ведь прыгать…

Таким образом, уже пару месяцев ему постепенно убирают значимую часть прыжков и на их место приходят другие новые упражнения, то есть происходит замещение. Упражнения разноплановые.

Как я вела сенсорную интеграцию дома?

Всё очень просто. Как мне объяснил наш педагог:

«Пускай прыгает, а ты усложняй, проси, чтобы повторял за тобой, хвали!»

Так и стала делать. Если сын начинал прыгать, то я подключалась к нему: начинаю прыгать вместе, а потом прошу:

«Коля, а ты можешь так сделать, например, прыгнуть в длину. «

Николай повторяет, хвалю его. Снова прошу

«Коля, а теперь на одной ноге постоять, показываю.»

Опять повторяет, хвалю.

И постепенно, постепенно дома также я замещала прыжки другими движения. В итоге, на данный момент, прыжков осталось мало. Но зато он отлично научился делать зарядку и делает её с удовольствием.

Важно: движения в зарядке меняю, меняю их последовательность. Это для того, чтобы не образовалась новая устойчивая привычка или стереотипное поведение. Также закрепляем дома новые упражнения, чтобы развивать и разнообразить.»

Вот вроде бы и всё, что я могу рассказать про нашу сенсорную интеграцию, которая направлена на насыщение вестибулярного аппарата (в нашем случае на прыжки).

Вот ещё одна статья, которая Вам также может быть интересна по этой теме:

Аутизм: почему многие дети с аутизмом любят кружиться и прыгать ? Личный опыт.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции немного подробнее. Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

`

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье «Занятия по развитию речи дома». А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массжаные кресла и маты
• Расслабляющая музыка
• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи
• Кресла-качалки, гамаки, качели
• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
• Интерактивные пузырьковые трубы
• Прожекторы жидкого света
• Машины для мыльных пузырей
• Утяжеленные одеяла и игрушки
• Тактильные игрушки
• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

On—line сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Если вам сложно самим организовать занятия с ребенком дома или вы не знаете с чего начать – присоединяйтесь к нашей онлайн-школе развития речи «Круг общения» www.logoped-kids.tilda.ws

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Суть и базовые принципы

Сенсорная интеграция – это комплекс мер для улучшения восприятия нервной системой поступаемых сигналов от органов чувств. Подход основательницы этой терапии, Энн Джин Айрес имеет под собой нейробиологическую основу. Достоинство разработанной ею методики – это возможность ее применения различными специалистами.

Терапия, предложенная Айрес, основана на следующих принципах:

  • сенсорные ощущения необходимы для дальнейшего развития и обучения;
  • для быстрой адаптации и освоения новых навыков нужно развитое понимание и анализ полученных сенсорных ощущений;
  • быстрое преодоление стрессовых ситуаций и успешное освоение новых навыков необходимо для нормального развития сенсорной интеграции нервной системы;
  • создания благоприятных условий для развития сенсорной перцепции нормализует поведение ребенка;
  • успешное освоение новых навыков возможно только в случае адекватных ответов на более простые задачи;
  • чем сильнее мотивация у ребенка для достижения своей цели, тем больше шансов, что он лучше и быстрее справится с трудностями;
  • главный аспект в терапии сенсорной интеграции – это то, что взрослый должен учитывать развитие ребенка;
  • в терапии ведущим видом деятельности является игровая. Лучше всего, если терапевт лишь предлагает ребенку ту или иную форму занятий, а он выбирает соответствующую его интересам;
  • специалист должен ставить задачи адекватные возможностям ребенка;
  • успешность терапии определяют тем, насколько быстро ребенок стал реагировать на задания, выполнение которых раньше вызывало у него затруднения;
  • вся программа терапии основана на комплексном подходе с учетом индивидуальных особенностей;
  • активировать отдельные системы восприятия нужно так, чтобы на других приходилось меньше работы;
  • задачи нужно адаптировать под возможности ребенка;
  • все упражнения необходимо подбирать так, чтобы они не нанесли вред здоровью и эмоциональному благополучию ребенка.

Все эти принципы, сформулированные Джин Айрес, лежат в основе терапии сенсорной интеграции других авторов. Главное отличие между методиками – это подбор упражнений и заданий.

П.Ф. Лесгафт полагал, что большое значение имеют регулярные упражнения органов чувств. Именно они стимулируют умственную и физическую деятельность. При этом задания должны задействовать всю сенсорную систему.

У. Кислинг считает, что терапия сенсорной интеграции должна быть периодичной и состоять из продолжительных занятий. Такой подход обусловлен тем, что данная работа не подразумевает достижение кратковременных результатов. Также необходимо делать перерывы между курсами, чтобы ребенок успел усвоить полученный материал прежде чем начнет изучать новую информацию.

Паузы между периодами занятий можно сравнить с работой со стимуляцией органов чувств. Головному мозгу также требуется время, чтобы обработать полученные данные.

У. Кислинг дает рекомендации о том, как правильно организовать коррекционно-развивающую работу:

  • нужно свести к минимуму все отвлекающие факторы;
  • для поддержания концентрации внимания не стоит давать больше одного задания за один раз;
  • необходимо создать все условия для благоприятной эмоциональной обстановки;
  • нужно убрать все вещи, способствующие перегрузке зрительного анализатора;
  • также стоит устранить все факторы, которые могут вызвать раздражение обонятельных анализаторов;
  • в помещении, где проходит занятие, нужно выделить место, чтобы ребенок мог отдохнуть.

Таким образом, можно сделать вывод, что У. Кислинг делает особый упор на концентрации внимания на занятии. Поэтому перед их проведением лучше оставить те предметы, которые понадобятся для выполнения заданий.

Инвентарь

Для сенсорной интеграции нужно подготовить необходимый инвентарь. Это необходимо для эффективной работы. В специализированных образовательных учреждениях и детских центрах для такой терапии оборудуют специальную комнату.

На занятиях используют следующие тренажеры:

  • гамаки, платформы для нормализации работы вестибулярного аппарата;
  • «сухой» бассейн для развития тактильных ощущений;
  • сенсорная дорожка для ходьбы – также для развития тактильных ощущений и улучшения координации;
  • трубки с пузырями для тренировки зрительного анализатора и улучшения концентрации внимания;
  • зеркало для проведения упражнений на развитие пальчиковой и артикуляционной моторики и тренировка зрительного восприятия;
  • емкости с песком, крупой и другими материалами для безопасности рук и ног – для увеличения тактильного опыта;
  • водяной матрац нужен для развития тактильных ощущений, стимулирует воображение и снимает мышечное напряжение;
  • бизиборды для развития мелкой моторики;
  • одеяла и подушки для создания расслабляющей эмоциональной обстановки.

Комплекс упражнения терапии сенсорной интеграции будет незначительно отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формируют правильную реакцию. Например, сигналы вестибулярного аппарата помогают обеспечить телу безопасное положение, неприятный запах продукта информирует о его несвежести и т. д. У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически, в случае отклонений от нормы ребенок испытывает проблемы со здоровьем и сложности в обучении.

Теория сенсорной интеграции, разработанная всемирно известным специалистом по развитию детей Джин Айрес построена на системном подходе к деятельности мозга. Она помогает устранить пробелы в развитии ребенка, обеспечить правильное поведение, повысить успеваемость в обучении. В последние годы эта методика становится популярной и в нашей стране. Для достижения поставленных целей применяют специальные методы сенсорной терапии с использованием современного оборудования.

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Определение

Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.

Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.

Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.

У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.

Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:

  • первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
  • второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.

Понятие сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция ребенка в психологии – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире.

Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.

Внимание! Теория и практика сенсорной интеграции свидетельствует о том, что расстройства в этой области можно заметить еще в младенческом возрасте, например, когда новорожденному сложно повернуться в сторону или удерживать какой-либо предмет.